Как реально бороться с коррупцией

Международный день борьбы с коррупцией отмечается 9 декабря. Сначала вспомним определение. Коррупция — это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях. В переводе с английского — это ещё и разложение, продажность. Коррупция выходит за пределы взяточничества и включает также незаконное присвоение государственных средств для частного использования.  Проще говоря, власть меняется на деньги. Не так давно известный отечественный деятель говорил о том, что власть они обменяют на собственность. Что сделано и продолжает делаться. Коррупция носит международный характер, чиновники хотят быть богатыми, распоряжаются бюджетными деньгами, дают госзаказы бизнесу, ну и как не поучаствовать в проектах, если не самому, то при помощи родственников, друзей. Соблазн велик

Три главных условий снижения коррупции:

- ужесточение административно-правовых мер. Развитие специализированных структур, предназначенных для профилактики и расследования нарушений законности в сфере государственной службы;

- идейно-нравственное возрождение общества. Россией надо гордиться;

- реальная подотчетность правительства парламенту.

Все государственные и муниципальные служащие обязаны подчиняться жестко контролируемым этическим и дисциплинарным нормам.

Необходимо запретить чиновникам какую-либо оплачиваемую должность вне государственной службы, использовать служебную информацию в целях получения личной выгоды, иметь финансовые интересы в компаниях, с которыми чиновник связан по службе (включая родственников), получать всякого рода подарки и подношения.

В системе МВД надо создать управление жалоб на действия полиции, сотрудники которого не будут являться работниками полиции, но будут назначаться на свои посты министром внутренних дел из числа наиболее авторитетных и уважаемых в стране лиц. Не общественный совет («посиделки») при МВД, а реальное управление с зарплатой и ответственностью.

Уверен, многие «оборотни» предпочтут досрочно уйти на пенсию, если перед ними встает перспектива стать объектом разбирательства.

Традиционно коррупционной сферой является сотрудничество между государством и частными предприятиями в осуществлении различных проектов на контрактной и подрядной основе. Необходимо предусмотреть обязательное участие в рассмотрении и утверждении государственных контрактов представителей оппозиции.

Надо тщательно изучить опыт Италии, где регулярно проводятся антикоррупционные операции. Компания «чистые руки», начатая ещё в 1992 году миланской прокуратурой и направленная против коррупции в высших эшелонах власти, проводится последовательно. В результате только одной акции, например, были арестованы десятки крупнейших и сотни более мелких фигур итальянской политики и экономики. Координатор этой акции Джерардо де Амброзио был убежден, что данная работа не была напрасной хотя бы потому, что «сегодня итальянцы стали относиться к коррупции как к преступлению, а раньше относились как к норме жизни».

Надо принять свод этических правил для сотрудников государственного аппарата. Ввести запрет на получение гонораров за преподавание, выступление и публикации, связанные с вопросами, которыми должностное лицо занимается в силу своего служебного положения.

Ввести положение о вознаграждении работников, сообщивших о неправильно заключенных государственных контрактах, об «откатах».

Высокий уровень коррупции в нашей стране отмечается в правоохранительных и судебных органах.

Обществу необходимо вернуться к избирательной системе судей, когда их выбирают снизу доверху. Верховный Суд страны должен не назначаться по представлению президента Советом Федерации, а избираться на своем съезде.

Исполнительная, законодательная и судебная ветви власти представляют одну систему. Нет серьезных возможностей у оппозиционных партий бороться с коррупцией в правоохранительных и других органах.

Приняв пакет антикоррупционных законов и совершенствуя законодательство, необходимо обратить внимание на то, что является причиной коррупции: передел собственности на фоне борьбы олигархических кланов. Надо существенно улучшить работу Антимонопольной службы. Одним из основных финансовых источников коррупции является несовершенство налогового законодательства. Как выход — отмена сложно администрируемого налога на добавленную стоимость (НДС) и введение налога с продаж.

Посмотрите на таможенный НДС, возникающий при оформлении ввоза импортируемых товаров: это дополнительное увеличение цены при ввозе на 20%, что зачастую сопоставимо с конечной доходностью всей торговой операции, а то и превосходит ее. Занижение контрактной стоимости ввозимого товара позволяет снизить затраты и создает благодатную почву для коррупции в нижних и средних рядах таможенников, а необходимость все же заплатить реальную стоимость поставщику товара заставляет недобросовестных коммерсантов искать недобросовестных банкиров, способных вывести эти деньги по назначению.

При этом на каждом этапе необходимый к уплате бюджету НДС делится между нечистыми на руку дельцами. Обратная ситуация — взимание НДС от экспорта. Завышению рублевой стоимости экспортируемого товара с целью возврата НДС из бюджета нет предела: умудряются осуществлять и лжеэкспортные операции, когда при отсутствии экспорта товара государство возвращает несуществующий НДС.

В стране, производящей около 12% нефти в мире, цена на топливо часто выше, чем в покупающей его Америке. Как в таких условиях конкурировать отечественному сельхозпроизводителю с дешевыми продуктами из Европы и Америки. Возникает вопрос: в полной ли мере взимается НДС и другие налоги по всей цепочке — от добычи нефти, ее переработки и реализации нефтепродуктов.

Еще один аспект в пользу отказа от НДС: судопроизводство завалено исками по его возмещению, где конфликтуют представители налоговых инспекций и бизнеса, изводя тонны бумаги. И наконец, легальные доходы тех же работающих граждан, на которые опять-таки влияет НДС, как источник «конвертной» выплаты зарплаты. Что же касается налога с продаж и его учета, вполне может быть реализована американская модель, позволяющая в век электронных технологий учитывать кассовые операции в режиме реального времени одновременно с распечаткой фискального чека и обязывающая производить оплату налога одновременно с инкассацией.  Это, кстати, положит конец и незаконному обороту товара.

Отметим еще ряд основных экономических причин коррупции:

- неуправляемые цены;

- высокая доля наличных денег в денежном обороте – почти 30%, когда в экономически развитых странах – менее 10%;

- чрезмерная разница в доходах;

- оторванные от реальных издержек цены на жилье;

- пропаганда в СМИ «роскошного» образа жизни;

- свободный вывоз капитала за границу из необустроенной страны (взятки не надо давать в конвертах, можно перевести деньги на счета в иностранные банки);

- слабый контроль за работой налоговых и таможенных органов;

- чрезмерное увлечение конкурсами по государственным и муниципальным закупкам, где процветают взятки, кумовство, фирмы-бабочки, вместо целевого финансирования надежных и опытных организаций для выполнения нужных работ, производства товаров и услуг.

Но есть еще важнейшие политические причины коррупции. Это отсутствие реального воздействия оппозиционных партий на власть. Назначьте в контрольные и ревизионные органы представителей оппозиции — коррупция резко уменьшится. Надо уметь с помощью простых мер решать сложные вопросы. Но для этого нужна воля и смелость.

 

М.Н. Сидоров

@smilemakc © 2020