Необходимо быстрее развивать морской и речной транспорт России

День работников морского и речного флота России отмечается 4 июля. В связи с этой датой ЛДПР напоминает, что морской транспорт крайне важен для России в силу ее уникального географического положения, связывающего Восток и Запад не только по суше, но и по морю. Быстро растут экономические связи между Китаем, Японией, Южной Кореей и Европейскими странами. Транзит грузов по Северному морскому пути — этот перспективный морской маршрут укрепит экономическое положение России и будет способствовать развитию северных и восточных регионов страны. Морские перевозки являются самым дешевым видом транспорта благодаря большой грузоподъемности судов и почти прямолинейным трассам их движения.

Хотя девяностые годы нанесли большой ущерб морскому транспорту, сегодня положение в стране начинает выправляться. По числу морских торговых судов российский флот входит в первую пятерку морских стран мира на ряду с США, Японией, Грецией и Панамой. К лидерам быстро приближается Китай. Текущие издержки морского транспорта на тонну перевозимого груза значительно ниже, чем по другим видам транспорта, но капитальные затраты на строительство портов и судов весьма велики.

В России сегодня функционируют сорок морских портов. Расширяются и модернизируются порты в Ванино, Мурманске, Находке, Владивостоке и других приморских городах. Одна Усть-Луга чего стоит, там пошли крупнейшие морские перевозки из России, Белоруссии в Европу и далее. Новые прибалтийские государства несут ощутимые финансовые потери из-за своей русофобской политике, так как многие грузы переправляются уже не через их порты, а через Усть-Лугу.

Развивается судостроительная отрасль. Но пока не очень быстрыми темпами, эксплуатируется много «возрастных» судов, Степень износа морских судов составляет более 50 процентов.

Речной транспорт также имеет стратегическое значение для нашей страны. Обилие крупных рек, водоемов, самой природой созданные уникальные географические преимущества нашей страны, позволяют осуществлять недорогие перевозки грузов по территории страны и развивать как отечественный, так и международный туризм. Общая протяженность судоходных речных путей у нас в стране составляет 85 тысяч километров, то есть почти полтора экватора.

Но до сих пор мы явно недостаточно используем эти свои географические преимущества. Медленно идет строительство речных судов. Черноморское побережье России, включая Крым, Краснодарский край нуждается в судах на воздушной подушке, а выпускают их всего по нескольку штук в год. Остатки старых проржавевших причалов торчат во многих местах крымского побережья железными столбиками, это и в Евпатории и других крымских городах.  Практически не ведутся восстановительные работы по причалам, очень мало хороших морских маршрутов для жителей Крыма и отдыхающих.

Специалисты — вот главный фактор развития. Полмира мы насыщаем кадрами. Квалифицированными кадрами моряков, получивших образование в российских морских учебных заведениях. Получите, уважаемые господа иностранные судовладельцы, эти кадры в подарок, такому «подарку» даже таможню проходить не надо.

Российские моряки нередко уходят в иностранные компании, при этом зачастую работают в режиме чрезвычайной опасности с оплатой ниже, чем у англичан, французов.

Государство оплачивает образование работника, который затем уходит работать на иностранный морской флот. Ничем иным, как дотированием отрасли мореплавания иностранных держав, эту ситуацию назвать нельзя. Более того, за счет доходов от грузовой базы России зарубежные компании имеют возможность отбирать наиболее подготовленных специалистов. На судах российского флота много работников преклонного возраста, а также специалистов, не имеющих зачастую должной квалификации.

История повторяется: после октябрьского переворота первое, что сделали революционеры, - разрушили полицейские архивы, после чего превратились в пламенных «героев» и борцов за дело революции. То же самое мы наблюдали и в 90-е годы: новые борцы за свободу разрушили систему контроля, подбора и расстановки кадров под лозунгами провозглашения демократии, давая тем самым путь якобы специалистам без анализа их предыдущей деятельности.

Дилетанты часто стоят на мостиках судов, занимают и руководящие должности в различных учреждениях, особенно много их в различных проверяющих и контролирующих органах.

Обслуживание судов в российских портах часто обходится дороже, нежели в западных. Это также повлияло на то, что работа в российских судоходных компаниях стала невыгодна, многие суда поменяли порты приписки на иностранные.

По всему северо-восточному периметру нашей страны, от Мурманска до Сахалина, есть стратегические месторождения. Крупнейшие в мире Штокмановское, Приразломное, Ардалинское, Варандейское, открытые месторождения нефти и газа на шельфе Камчатки, еще не открытые — на шельфе Ломоносова, и все они расположены в России.

Ко всем нашим богатствам зарубежные компании и правительства проявляют повышенный интерес. НАТО приняло решение об усилении военных позиций альянса в Арктике…

Это суета не на пустом месте. Но у России достаточно козырей на руках, чтобы отстоять свои интересы. Говорить о том, как вывозить добытые на шельфе нефть, газ, конденсат, нужно уже сейчас. Пока есть время, пора принять решение и подготовить флот. Например, что 70% углеводородов, добытых на шельфе, будет возить российский танкерный флот. Тогда и частные судовладельцы сами подтянутся под эти решения, и новые современные суда появятся.

Слабо развит круизный туризм. Он сегодня один из самых динамично развивающихся сегментов мирового туристического рынка, и Россия не должна быть здесь исключением. В том числе и по части развития внутреннего рынка водных пассажирских перевозок. Внутренние водные пути обеспечивают транспортное обслуживание 68 субъектов РФ. Интерес к российским речным круизам за последнее время резко вырос — объем продаж этого турпродукта растет ежегодно на 20-25 процентов, обгоняя общую динамику внутреннего туризма по стране. Круизный туризм — один из самых «возвратных», то есть лояльных к этому виду путешествий туристов. Из 100 человек, однажды побывавших в морском или речном круизе, более 80 вновь выбирают этот вид отдыха.

Потенциал внутреннего и въездного круизного рынка в нашей стране не просто велик, он огромен. Сегодня туристические перевозки осуществляются более чем по 150 различным маршрутам с продолжительностью поездки от 3 до 20 суток. Более трети речных туристических маршрутов проложены в европейской части России.

Пароходства и порты в последние годы практически не приобретали крупный пассажирский флот и не проектировали более экономичные типы судов. Основным направлением повышения привлекательности речных круизов для российских и иностранных граждан была и остается модернизация существующего флота. Средний возраст российских судов смешанного типа «река-море» превышает двадцать пять лет, а речных судов – более тридцати лет. Большая часть флота, находящегося сегодня в эксплуатации, была спроектирована и построена в 70-80-х годах прошлого века.

Минтрансом разрабатываются крупные инфраструктурные проекты реконструкции действующих портов и строительство новых в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы Российской Федерации». Не надо жалеть на это денег. Морской и речной флот России делает страну привлекательной и обеспечивает быстрое развитие экономики.

 

М.Н. Сидоров

@smilemakc © 2020